BBC Russian: Интервью с Уильямом Браудером
October 19, 2009
Консультанты компании Hermitage Capital Management направили письма главам министерства финансов, Счетной палаты, Федеральной налоговой службы, Центробанка России, а также правоохранительных и следственных органов страны с просьбой расследовать мошеннические схемы, связанные с хищением из федерального бюджета возвращенных налогов на прибыль на общую сумму 11,2 млрд рублей, в том числе 5,4 млрд рублей, ранее уплаченных компаниями фонда Hermitage.
Таким образом, выходит, глава Hermitage Уильям Браудер радеет не только за свои, давно утраченные, интересы в России, но и за интересы российского бюджета. Не вовлеченные в эту историю юристы предлагают сначала разобраться в мотивах тех или иных действий Браудера, доказать вину задействованных в этой истории сотрудников правоохранительных органов и налоговых инспекций.
Русская служба Би-би-си обратились за комментарием в Федеральную налоговую службу — пока безрезультатно. Но вот что рассказал сам Уильям Браудер в интервью редактору бизнес-программ Русской службы Маше Александровой.
Уильям Браудер: Давайте я объясню ситуацию простыми словами. В 2007 году мы обнаружили, что наши инвестиционные компании были попросту украдены после обысков, проведенных правоохранительными органами в наших офисах в России. Украденная информация через весьма сложную схему была использована для того, чтобы 230 млн долларов налогов на прибыль, которые мы уплатили в 2006 году, были мошенническим путем в течение одного дня возвращены московскими налоговыми инспекциями №№25 и 28 другим юридическим лицам.
Это стало возможным благодаря содействию сотрудников правоохранительных органов, которые действовали в сговоре с преступными элементами. Мы стали расследовать ситуацию и обнаружили, что за год до этого еще 107 млн долларов были подобным образом похищены из российского бюджета.
Более того, при дальнейшем расследовании были обнаружены еще восемь транзакций, по которым возвращаемые налоговыми инспекциями средства оседали в небольшом банке — Универсальном банке сбережений.
И таким образом были похищены около полумиллиарада долларов, которые, как в нашем случае и случае с “РенГаз”, возвращались через налоговые инспекции №№25 и 28, а в других случаях мы только знаем о самом факте возврата.
Все собранные доказательства мы в конце прошлой недели отправили в Счетную палату, в министерство финансов, в Федеральную налоговую службу, председателю следственного комитета и генпрокурору России, поскольку мы считаем, что это случай, когда задействована крупная криминальная группировка, связанная с хищением крупных сумм в рамках крупнейшего по своим размерам возврата налога на прибыль, наверное, за всю историю России.
Би-би-си: Возможно, этот вопрос все же предстоит решить следствию, но что именно побудило вас проводить собственное расследование?
У.Б.: После того как наши компании были обманным путем отобраны, после того как мы обнаружили, что возращенные налоги были похищены, мы заявили об этом, но органы милиции, а точнее — коррумпированные сотрудники, замешанные в этом деле, — попытались вместо расследования арестовать наших юристов. И в настоящее время один несчастный юрист находится в камере предварительного заключения уже 11 месяцев за то, что попытался предать гласности участие правоохранительных органов в этом преступлении.
Мы хотим сделать все это достоянием гласности, чтобы государственные органы России приняли решение, что делать с пропавшим из казны полумиллиардом долларов.
Би-би-си: Мы связались с налоговыми органами, но пока не получили ответа. А у вас есть какая-то реакция со стороны властей?
У.Б.: Мы направили письма в пятницу, и понимаем, что требуется время, чтобы прочитать все документы, хотя там все достаточно прямолинейно указано. Это будет хороший тест на готовность российских властей бороться с преступными элементами в рядах правоохранительных структур.
Би-би-си: Как складывается ваш бизнес? Вы по-прежнему заинтересованы в инвестициях в Россию? Ведь не секрет, что некоторых подобного рода вещи не останавливают?
У.Б.: Возникает большой знак вопроса относительно верховенства закона, прав собственности и, в целом, предсказуемости России. Когда-то мы были крупнейшим иностранным портфельным инвестором в России, сейчас наше присутствие практически сведено к нулю. И в ближайшее время мы не собираемся обратно, но моя надежда — на то, что криминализированность правоохранительных органов — явление временное, поскольку я верю в Россию, питаю особые чувства ко всему русскому и хотел бы вернуться в обновленную Россию.
Би-би-си: Каков будет ваш совет всем, кто хотел бы заниматься бизнесом в России?
У.Б.: Это прекрасное место для спекуляций! Если вы хотите сделать большие деньги накоротке — купить какие-то акции сегодня и продать на следующей неделе, — все прекрасно.
Но я бы сказал всем, кто планирует долгосрочные инвестиции в России, что это безумие, пока существуют в правоохранительных органах криминальные элементы, которые вымогают деньги, вовлекают в криминальную деятельность простых людей, арестовывают ни в чем не повинных юристов. Это не самый привлекательный климат для долгосрочных инвестиций.
Comments
Got something to say?