BusinessWeek: Hermitage обвиняет российских банкиров в содействии мошенничеству
July 31, 2009
В заявлении, поданном в суд Нью-Йорка, компания Hermitage Capital Management утверждает, что руководители московского инвестиционного банка Renaissance Capital Holdings заранее знали о готовящейся краже и налоговом мошенничестве.
Пол Баррет (Paul Barrett), Брайан Гроу (Brian Grow)
История компании Hermitage Capital Management, когда-то являвшейся влиятельной силой в московских финансовых кругах, приобретает новый оборот в виде поданного в суд Нью-Йорка заявления, которое может стать настоящей бомбой.
Эта компания, которая сегодня базируется в Лондоне, утверждает, что стала жертвой российских корпоративных рейдеров и коррумпированных государственных чиновников, которые вступили в сговор с целью кражи ее активов, инициации фиктивных судебных процессов и возвращения 230 миллионов долларов налогов, уже уплаченных Hermitage российскому государству. В исковом заявлении, поданном 28 июля в окружной суд Манхэттена, компания Hermitage впервые публично заявила о том, что руководство другого известного московского финансового учреждения — инвестиционного банка Renaissance Capital Holdings могло оказывать содействие в мошенничестве и обмане Hermitage.
В поданном 28 июля заявлении выдвигается просьба отдать судебное распоряжение, позволяющее юристам Hermitage получить определенные документы в нью-йоркском подразделении Renaissance. В частности, компания Hermitage утверждает, что “некоторые действующие и бывшие руководители Renaissance и его дочерних компаний” были связаны с одним российским банком, замешанным в афере против нее. Hermitage в своем заявлении также утверждает, что некоторые высокопоставленные руководители Renaissance “знали о готовящемся обмане еще до того, как это стало достоянием общественности”. Renaissance это крупнейший в России инвестиционный банк, и он является одним из самых активных продавцов российских ценных бумаг западным инвесторам.
Необходимо содействие США
“Hermitage стала жертвой мошенничества, которое нанесло ей огромный ущерб, и которое обошлось российской казне в 230 миллионов долларов, — написал в своем заявлении ведущий внештатный юрист Hermitage Джон Эшкрофт (John Ashcroft), в прошлом занимавший пост генерального прокурора США, — как свидетельствует мое личное участие в этом обращении за правовой помощью, я отношусь к такой ситуации чрезвычайно серьезно”. Эшкрофт добавил, что та информация, получения которой Hermitage добивается с помощью американского суда, необходима для того, чтобы компания могла вести гражданские судебные процессы в России и осуществлять защиту своих высокопоставленных руководителей, которые могут подвергнуться там уголовному преследованию.
В Москве банк Renaissance выступил с заявлением в ответ на вопросы по поводу обращения Hermitage в суд и утверждений о возможной причастности его руководителей к мошенничеству против Hermitage и о том, что они могли заранее знать о готовящемся преступлении. “Renaissance впервые узнал о предполагаемом налоговом мошенничестве прошлой осенью из средств массовой информации, — говорится в заявлении, — как мы тогда заявляли, ни Renaissance, ни его вкладчики не являются жертвами предполагаемого налогового мошенничества и до настоящего времени ничего не знали о нем:. У Renaissance нет никаких оценок и мнений по поводу [расследований по Hermitage], а также дел Hermitage Capital”. В интервью, данном в прошлом году BusinessWeek, представитель Renaissance Саймон Мойс (Simon Moyse) сказал, что эта компания ведет себя не совсем подобающе.
Как говорится в исковом заявлении от 28 июля, группа российских мошенников и нечестных государственных чиновников вступила в 2006 и 2007 годах в сговор, чтобы незаконным путем отобрать контроль над подразделениями как Renaissance, так и Hermitage. Рейдеры якобы договорились организовать бутафорские судебные процессы, которые должны были обнаружить у украденных компаний большие денежные убытки. Эти фиктивные убытки стали основанием для возврата российским государством налоговых платежей на сотни миллионов долларов.
Hermitage, которой управляет британский банк HSBC (HBC), была когда-то ведущим распорядителем фондов, инвестируемых в российские ценные бумаги западными инвесторами. По состоянию на 2006 год под ее управлением находилось 4 миллиарда долларов. Руководитель компании Уильям Браудер (William Browder) был хорошо известен в международных инвестиционных кругах, и о нем подробно говорили СМИ.
Надо копать дальше
Однако когда Браудер публично заявил о бесхозяйственности и неправильном управлении в российском энергетическом гиганте “Газпром”, где также были размещены средства Hermitage, российское руководство начало проявлять свое недовольство.
В 2007 году российские власти провели обыски в московском офисе Hermitage и в кабинетах его российских представителей, конфисковав при этом большое количество документов. Впоследствии, как говорится в исковом заявлении Hermitage, компания обнаружила, что права собственности на три ее дочерние компании в России были переданы другим сторонам. После этого, как утверждает Hermitage, начались показные судебные процессы и незаконные действия по возврату налогов.
Как говорится в исковом заявлении, причина, по которой американские и британские адвокаты Hermitage хотят изучить документы Renaissance, заключаются в следующем. Годом ранее, в 2006 году, два российских подразделения этого инвестиционного банка тоже подверглись преследованию, которое проводилось по аналогичной схеме с участием тех же российских чиновников, частных лиц и какого-то никому не известного банка. Как утверждает Hermitage в своем заявлении, люди, связанные с Renaissance, знали об этих двух аферах и даже могли как-то в них участвовать.
В одном из самых интригующих эпизодов заявления от 28 июля компания утверждает, что в конце 2007 года, незадолго до того, как стало известно о предполагаемой афере против Hermitage, руководство банка Renaissance связалось с Браудером по телефону и “предложило помочь Hermitage решить ее проблемы”.
Живущий в Лондоне адвокат Hermitage Нил Миклтуэйт (Neil Micklethwaite) утверждает в своей сопроводительной “декларации”, поданной в нью-йоркский суд, что один из этих звонков был от Игоря Сагиряна, занимавшего тогда пост президента Renaissance Capital — “дочки” Renaissance Capital Holdings. “В ходе разговора господин Сагирян объяснил, что знает обо всех проблемах Hermitage в России, — говорится в декларации, — непонятно, как он мог владеть такой информацией, поскольку о проблемах того периода могли знать только представители высшего звена руководства компании, ее юристы, а также члены преступной группировки, организовавшие эту аферу”.
Несоответствия
В этой декларации утверждается, что по инициативе Сагиряна он встретился позднее с Браудером в Лондоне и предложил помочь в решении проблем Hermitage. Браудер от комментариев отказывается.
В опубликованном в Москве заявлении Renaissance Capital Holdings говорит по этому поводу следующее: “Мы не знаем ни о какой беседе, проведенной Игорем Сагиряном от имени Renaissance с Уильямом Браудером или с Hermitage. Мы не можем комментировать личные разговоры”.
То, что говорит Сагирян, отличается от утверждений в исковом заявлении Hermitage. В интервью Сагирян заявил: “Адвокаты Билла Браудера связались со мной и попросили о встрече. Они приехали в мой офис [в Москве], и у нас состоялся разговор. Это они просили о помощи. Я с ними не связывался”. Сагирян, ушедший из Renaissance, не захотел назвать свое новое место работы. По его словам, после встречи с Браудером в 2007 году он подписал с его адвокатами соглашение о конфиденциальности. Сагирян не стал объяснять, для чего понадобилось такое соглашение, а также какого рода помощь была нужна юристам Браудера. “Я совершенно не понимаю, что происходит, — говорит он, — это полная ерунда”.
Статья опубликована в журнале BusinessWeek.
Comments
Got something to say?